Приветствую Вас, Гость
Главная » 2015 » Январь » 9 » ЛИТНОВИНКИ
13:04
ЛИТНОВИНКИ

Ренарт ШАРИПОВ,

председатель Уфимского Литературного Сообщества (УЛиС)

 

Про Хрюндика

    Откуда ж взялось это слово – Хрюндик?  Конечно, я догадываюсь об этимологии этого имени. Идёт оно не от свиней, не от хрюшек, а от магнитофонов, покупаемых в «Берёзках» первыми советскими счастливцами. Тогда была в почёте западногерманская техника. Вспомните Высоцкого:
- А вот дантист-надомник Рудик,
У него приёмник «Грюндиг»,
Он его ночами крутит,
Ловит контру ФРГ,
Он там был купцом по шмуткам
И подвинулся рассудком,
И прибыл к нам в волненье жутком,
С номерочком на ноге…


    Ещё помню книжку красного цвета, которую я брал читать у своего дяди, когда он был ещё молодой. Автора, разумеется, я не помню, но писатель был явно талантливый – из той плеяды так и канувших в Лету провинциальных советских самородков. В числе прочих, там была повесть, называвшаяся «Таёжный моряк». Она оказала на меня очень большое впечатление. Было мне тогда лет десять-одиннадцать. Вот там впервые я прочитал слово «хрюндик», причём речь шла именно о магнитофоне. В памяти ещё осталось как в тайге бывший моряк, взвалив на плечи замерзающего друга, идёт по страшному морозу и на ленточки его бескозырки налипает снег… Джек Лондон отдыхает…
    Хрюндик, который был у нас с моим малолетним братцем, никакого отношения к западногерманской бытовой технике и Джеку Лондону не имел. Братцу моему было лет пять-шесть, мне было лет тринадцать-четырнадцать, когда в реестре наших с ним многочисленных игрушек появился этот, в общем-то, идиотский, пластмассовый розовый поросёнок. У него были близко поставленные глазки и – то ли в насмешку, то ли по недомыслию производителей – наполеоновские пуговички на поросячьем брюшке. Вот и всё. Но этот наполеоновский  мундирчик решил судьбу, в общем-то дебильного, пластмассового розового поросёнка. 
     Поросёнок стал Хрюндиком. И не просто игрушкой. Я придумал для своего брата целый мир, которым сей Хрюндик правил. 
     О, да! Хрюндик у нас стал императором. Более того – на пару лет для моего братца он стал настоящим божеством, веру в которого я (каюсь!) старательно распалял. Великовозрастный детина! Как я манипулировал малолетним дитём! 


     Хрюндик был диктатором в своём мире. Он владел огромной страной – наподобие гипертрофированной, сказочной России..   Примерно в это же время я читал «Новый мир» про культ Сталина, и, по всей видимости, таким образом, передавал братцу своё видение тогдашнего перестроечного мира. Я в подростковом возрасте страннейшим образом сочетал в себе готовность поглощать продукты зрелого интеллекта и одновременно играть в детские игры. Так же странно родился Хрюндик и его мир. 


     С культом Свиньи боролись. Боролся мой папа. Но всё было бесполезно. Кроме того, я как раз прочитал оруэлловскую «Ферму животных» и культ Хрюндика приобрёл вполне легитимные черты. 
     Папа бесился, запрещал играть «в Хрюндика». Но это было бесполезно. Хрюндику прощалось все – жадность, тупость и капризность. Кроме того, наш, диктатор был порядочным трусишкой. Он боялся злого соседнего диктатора Волка, и коварного кота Мыр-Мыра. Вообще он был изрядной свиньёй. 


     В детстве (и в юности, - да и сейчас тоже) я был весьма глумливым парнем. Мне доставляло истинное наслаждение подсмеиваться над излишней «сурьёзностью» своего папы – увы, лишённого чувства юмора.  Порой я подговаривал братца подозвать отца. Отец обычно подходил, не подозревая подвоха. Тогда мой братец задавал ему на ушко категоричный вопрос: - Ты Любишь Хрюндика?  Это всегда вызывало у папани бурю гнева, а я тихонько и вредно хихикал. 


     Культ Хрюндика разрастался. Со временем у него, как и полагается любому нормальному диктатору, появился фаворит. Это был медведь-манипулятор.  Когда ему хотелось мёда, он начинал царапать своего патрона когтями. Нежная кожица свинёныша не выдерживала, и он давал медведю отступного. Царапать Хрюндика в обмен на «триста бочек мёда» (клёвая такса для любого медведя!) называлось «ганганить». Впрочем, и фаворита Хрюндика звали Ган-Ган. В итоге пресловутый Ган-Ган стал настоящим медовым олигархом. Кто ж знал тогда, что по прошествии всего нескольких быстротечных перестроечных лет совсем не плюшевые медведи будут «ганганить» у народа и вечно пьяного президента нефть и газ…


      В восемьдесят седьмом году, летом, мы всей семьёй должны были ехать в Крым. В хаосе дорожных сборов братец начал капризничать и перестал меня слушаться. Я примерно наказал его - отобрал Хрюндика и спрятал. Братец рыдал, он был безутешен, но я был  безжалостен. Ночью, когда мой братец заснул в слезах по потерянному божку, я тихонько засунул его к нему в рюкзачок.


    Представьте радость ребёнка, когда уже в поезде, по пути на солнечную (тогда ещё советскую) Украину, он залез в свой рюкзак и обнаружил там розового пластмассового кумира!  С этих пор никто уже не мог поколебать несокрушимую веру братца в то, что Хрюндик – живой! Даже отец понял, что это бесполезно. 
     Хрюндик был с нами пару-тройку лет, пока я не понял, что этот идиотский культ уже начал доставать меня самого. Или, быть может, я уже просто повзрослел? Появились новые интересы – музыка, девочки, техника… А от еще маленького моего братца только и было слышно – «Хрюндик, Хрюндик, Хрюндик!», «Давай играть в Хрюндика!». В итоге решил по-гоголевски: « я тебя породил, - я тебя и убью!»


     На нашей даче был устроен показательный (почти Нюрнбергский!) процесс над зарвавшимся диктатором. Были перечислены все его преступления перед «гуманизмом и прогрессивным человечеством». Категорично и безоговорочно осуждён культ личности. Была вырыта ямка, а в неё был встроен гвоздь, к которому я привязал на суровую нитку несчастного розового поросёнка. Ямка была безжалостно зарыта. Хрюндик ответил за все свои «преступления». Больше мы (я так думал!) старались про него не вспоминать. 


     Прошло много лет. Мы с братом повзрослели уже оба. Но однажды мой брат пришёл ко мне в гости (я уже давно не жил с родителями). Ему было около двадцати, мне было под тридцать. Мы с братом хорошо выпили, и тут я услышал откровение, которое меня воистину потрясло.  Брат признался, что, тайком от меня, искал ту страшную ямку, тот зиндан, в котором мы заживо похоронили Хрюндика. В итоге нашёл. Зиндан был пуст!    

 
    - Хрюндик – живой, - заявил мне давно выросший брат. – Он обиделся и убежал… Но он вернётся… 
     Знаете, я порой сам в это верю…  

Ренарт Шарипов, январь 2010 г.

 

Просмотров: 699 | Добавил: ОО | Рейтинг: 2.7/3
Всего комментариев: 4
4 Ренарт  
0
Что тут сказать? Ренарт-фантаст с завиральными идеями уже ушел. Остался вместо него Ральф Шеппард. А бунинский Ренарт жив!!!

3 Ренарт  
0
Я тоскую не по совку а по своему детству. Это первое. Второе - я не ватник, как кажется некоторым рубероидам. Скорее я пуховик начала девяностых

2 Рубероид  
0
Шарипов - ватник, тоскующий по совку. И это прёт даже в его нейтральных везщах...

1 Мишель Бенуа-Аркто  
0
Давно слежу за творчеством Ренарта... Мне часто кажется, что их (Ренартов) два: один фантаст с завиральными идеями, а другой - удивительный, бунинский реалист-натуралист с цепкой памятью взгляда... Не скрою, мне интереснее второй Ренарт, кому-то первый, но вот что интересно: как они уживаются в одном человеке?

Имя *:
Email *:
Код *: